Меню

Главная

Новости

Школьные музеи

Музейные комнаты

Музейные уголки

Методическая копилка

Нормативно-правовая база

Мероприятия

Обменный фонд

ИКМ "Хранитель Времени""

Фотогалерея

Контакты





Погода в Саратове
Яндекс.Погода
Наши друзья

Земля Саратовская


Наши друзья

Не за тридевять земель


Наши друзья

Газета, альманах, издание


Наши друзья

Центр краеведения


Приложение к Приказу №315-д от 01.10.2019

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о музее

(музейной комнате)

 «Хранитель времени»

 

Общие положения

1.1. Музей (музейная комната) «Хранитель времени» (далее МУЗЕЙ) – является структурным подразделением государственного бюджетного учреждения Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма» (далее ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ») и выполняющий учебно-воспитательные задачи музейными средствами.

1.2. МУЗЕЙ в своей текущей деятельности руководствуются положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Уставом ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» другими нормативно-правовыми актами РФ, Саратовской области.

1.3. МУЗЕЙ с его коллекциями является негосударственной частью Государственного музейного фонда и музеев Российской Федерации.

1.4. МУЗЕЙ организован в целях обучения, воспитания, развития и социализации учащихся, а также сохранения социальной памяти.

1.5. Музей имеет историко-краеведческий профиль.

 

2. Организация и деятельность МУЗЕЯ

2.1.МУЗЕЙ организован в результате краеведческой и поисково-исследовательской работы обучающихся и педагогов ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» и создан по их инициативе.

2.2. Учредитель МУЗЕЯ - ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ". Учредительным документом МУЗЕЯ является приказ по ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ" от 01.10.2019   № 315-д.

2.3. Деятельность МУЗЕЯ регламентируется данным Положением.

2.4. Обязательными условиями для создания музея являются наличие:

-         музейного актива из числа обучающихся с привлечением педагогов, родителей и местных жителей;

-         музейного собрания, составляющего фонд музея;

-         помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов (фондохранилище и экспозиционно-выставочный зал);

2.5. Учет и регистрация МУЗЕЯ осуществляются в соответствии с Положением о паспортизации музеев образовательных организаций, разрабатываемой и утверждаемой Министерством просвещения Российской Федерации или уполномоченной организацией, которой делегированы данные функции.

2.6. МУЗЕЙ:

2.6.1. включается в соответствующий Реестр, разработанный Министерством просвещения Российской Федерации либо уполномоченной организацией;

2.6.2. имеет соответствующее музейное оборудование;

2.6.3. осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с государственными музеями, учреждениями науки и культуры, а также при взаимодействии с другими школьными музеями.

 

3. Основные, функции, задачи и формы деятельности МУЗЕЯ

3.1. Осуществление музейными средствами учебно-воспитательных задач на основе музейных коллекций;

3.2. Сохранение историко-культурного и природного наследия как национального достояния.

3.3. Задачи и формы деятельности МУЗЕЯ:

3.3.1. изучение родного края, в т.ч. с проведением краеведческих походов и экспедиций;

3.3.2. научно-фондовая работа (комплектование, учёт, научное описание, хранение музейных предметов и коллекций);

3.3.3. экспозиционно-выставочная деятельность (организация мероприятий на основной экспозиции, подготовка и проведение внутримузейных и выездных выставок);

3.3.4. научно-образовательная работа – осуществление методической помощи учителям-предметникам в подготовке и проведении предметных уроков (подбор музейных предметов, разработка сценариев и т.д.);

3.3.5. научно-исследовательская работа по изучению музейных предметов и коллекций, находящихся в музеях, архивах и среде бытования;

3.3.6. просветительная работа среди учащихся и местного населения;

3.3.7. методическая работа и разработка рекомендаций по проведению музейных мероприятий;

3.3.8. культурно-массовая работа (проведение на базе музея встреч с деятелями науки и культуры, ветеранами войны и труда и т.д.);

3.3.9. информационная и иная деятельность в соответствии с Уставом ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» и российским законодательством.

 

4. Учет и обеспечение сохранности фондов МУЗЕЯ

4.1. Учёт музейных предметов в МУЗЕЕ осуществляет руководитель музея в Книге поступлений (инвентарной книге) в соответствии с разрабатываемой для государственных музеев Инструкцией по учёту и хранению музейных ценностей.

4.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательной организации производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Ответственность за сохранность фондов музея несёт руководитель образовательной организации.

4.4. Хранение в МУЗЕЕ взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещено.

4.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней в МУЗЕЕ категорически запрещено.

4.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена МУЗЕЕМ, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей или архив. При этом передача происходит на основании акта приёма-передачи. Передача происходит при условии, если принимающая сторона (государственный музей или архив) выполняют работу по изготовлению для школьного музея копии, муляжа или макета принимаемого предмета.

4.7. В фондохранилище и экспозиционных залах должны соблюдаться режимы хранения: световой, температурно-влажностный, биологический.

4.8. Помещения МУЗЕЯ включаются в общую охранную и противопожарную систему образовательной организации.

 

5. Руководство деятельностью МУЗЕЯ

5.1. Непосредственное руководство практической деятельностью МУЗЕЯ осуществляет его руководитель, который назначается приказом по организации. Руководитель МУЗЕЯ должен иметь педагогическое образование.

5.2. Текущую работу МУЗЕЯ осуществляет Совет музея.

 

6. Финансирование и материально-техническое обеспечение МУЗЕЯ

6.1. Финансирование и материально-техническое обеспечение производится за счёт бюджетных средств с привлечением внебюджетных поступлений.

6.2. Финансовые поступления направляются на реализацию форм деятельности МУЗЕЯ:

- организация краеведческих экспедиций и походов, проведение конференций и участие в региональных и республиканских конференциях, смотрах и конкурсах;

- приобретение фондового и экспозиционно-выставочного оборудования;

- приобретение технических средств, фото-, кино-, видео, компьютерной и копировальной техники;

- транспортные расходы при организации экспедиций, краеведческих походов, проведении выездных конференций, смотров, конкурсов, фестивалей и т.д.

- оплата командировочных расходов руководителям выездных мероприятий;

 

7. Реорганизация (ликвидация) МУЗЕЯ

Вопрос о реорганизации (ликвидации) МУЗЕЯ, а также о судьбе его коллекций решается специально создаваемой экспертной комиссией по согласованию с вышестоящим органом управления образованием. В состав комиссии входят руководитель музея и члены совета музея, руководитель образовательной организации (или его заместитель), начальник управления образования и культуры, директор государственного музея (или его заместитель по научной работе), специалисты в области музееведения, краеведы и иные лица. Решение о реорганизации или ликвидации музея фиксируется в соответствующем  акте, подписанном членами комиссии, и утверждается приказом директора образовательной организации.


Приложение № 1

Основные понятия

 

1. Школьный музей – разновидность социального института по сохранению социальной памяти; является подразделением образовательной организации. Руководствуется принципами музейной педагогики. Взаимодействует с окружающей средой, государственными музеями и общественными организациями. Согласовывает свою работу с программами и планами учебно-воспитательного процесса

2. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея. Он обусловлен связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства. Профилем школьного музея может быть: исторический (включая археологию, военную историю), художественный, литературный, естественнонаучный, технический, музыкальный, медицинский, педагогический, комплексный. Краеведческий музей по профилю является комплексным. Мемориальный музей относится к профилю, определяемой по специальности меморируемого лица (литературный, художественный, исторический).

3. Книга поступлений (КП) или ранее называемая Инвентарная книга – основной документ учёта музейных предметов. Заполняется по установленной форме в соответствии с Инструкцией по учёту и хранению музейных ценностей (см. список литературы в Приложении).

4. Предмет музейного значения – памятник истории и культуры, выявленный в среде бытования и имеющий музейное значение, но не учтённый в документах музея.

5. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в КП.

6. Экспонат – музейный предмет, находящийся в экспозиции.

7. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и музейных коллекций.

8. Музейная коллекция – совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам

9. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и предварительному описанию музейных предметов.

10. Музейный фонд – собрание подлинных музейных предметов и коллекций. Музейное собрание подразделяется на Основной фонд (ОФ), предметы которого зафиксированы в КП, и Научно-вспомогательный фонд (НВФ), состоящий из копий и научно-вспомогательных материалов. Может быть также Обменный фонд, состоящий из непрофильных музею предметов и возможных для обмена с другими музеями.

11. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы и коллекции. Экспонируются не только предметы, хранящиеся в музее, но и предметы, взятые на временное хранение (у коллекционеров, в семьях школьников и т.д.), материалы, не входящие в Основной фонд (карты, схемы и т.д.), инсталляции, коллажи, выстроенные конструкции (изба, печь, землянка) и т.д.

12. Актив музея – коллектив или группа лиц, активно участвующих в различных сферах деятельности музея.

13. Совет музея – общественная организация, создающаяся в помощь руководителю музея. Способствует развитию форм деятельности музея. При Совете могут создаваться секции (историческая, литературная, краеведческая и др.) для разработки и реализации музейных программ.

12. Методические рекомендации – научно обоснованное руководство по реализации образовательно-воспитательных и музееведческих программ.

14. ФЦДЮТиК – Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ.

15. «Отечество» ‑ Всероссийское туристско-краеведческое движение школьников по изучению родного края.

16. – Социальная память ‑ совокупность историко-культурного и природного наследия во взаимосвязи общества и природы.

 

Приложение № 2

ПОРЯДОК ПАСПОРТИЗАЦИИ (АТТЕСТАЦИИ) И ПЕРЕАТТЕСТАЦИИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ)

1 Паспортизация (аттестация) вновь созданного музея образовательной организации проводится Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения (далее ФЦДЮТиК).

2 Для прохождении аттестации в адрес ФЦДЮТиК от курирующих организаций (Областных, региональных, краевых центров) направляются документы, предоставленные музеями образовательных организаций в соответствии с письмом о проведении электронной регистрации.

3 После положительного рассмотрения предоставленных аттестационных документов ФЦДЮТиК единоразово выдает номерные свидетельства музеям образовательных организаций.

4 После прохождения аттестации музеи образовательных организаций один раз в пять лет проходят переаттестацию и подтверждают звание «Школьный музей».

5 Для прохождения паспортизации и переаттестации музеям образовательных организаций необходимо в адрес курирующих организаций направить документы, в соответствии с письмом о проведении электронной регистрации.

6 Курирующая организация создаёт комиссию по переаттестации музеев образовательных учреждений, которая выносит решение о подтверждении звания «Школьный музей».

7 Сроки приёма аттестационных документов для паспортизации вновь созданного музея образовательной организации проводятся  курирующей организацией с 15 сентября по 15 октября текущего года.

8 Сроки приёма и рассмотрения аттестационных документов для вновь созданного музея образовательной организации ФЦДЮТиК с 1 ноября по 31 декабря текущего года.

9  Сроки приёма аттестационных документов для переаттестации музеев образовательных организаций проводятся  курирующей организацией в феврале текущего года. В апреле комиссия по переаттестации музеев образовательных учреждений выносит решение о подтверждении звания «Школьный музей».

 

Приложение № 3

Классификация музеев образовательных организаций

Классификация музеев образовательных организаций осуществляется по нескольким направлениям. Это деление музеев по определённым признакам.

1.      Классификация по профилю музеев. Профиль музея определяется в соответствии с общепринятой классификацией государственной музейной сети. Определяющим признаком профильности является связь музея с конкретной наукой, отраслью производства, техники, видом искусства:

1.1.            Исторический музей – отражает историю края или каких-либо происходивших в крае событий. Сюда же входят музеи, отражающие древнюю историю (археологические музеи), военные события, деятельность исторических лиц (мемориальные музеи).

1.2.            Литературный музей – отражает литературную деятельность писателей и поэтов местного края или знаменитых литераторов-земляков или выпускников школы. Могут создаваться мемориальные комнаты или кабинеты.

1.3.           Художественный музей – отражает творчество местных художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, знаменитых земляков или выпускников школы. Могут создаваться мемориальные комнаты или кабинеты.

1.4.           Технический музей – отражает развитие техники в крае, способы производства, деятельность изобретателей и рационализаторов, в т.ч. выпускников школ или земляков. Могут создаваться мемориальные комнаты или кабинеты.

1.5.            Естественно-научный музей – отражает историю края в области естествознания (биология, зоология, энтомология, мирмекофилия, кенология).

1.6.            Музыкальный музей – отражает музыкальную культуру края, музыкальные инструменты, творчество композиторов и исполнителей местного края, знаменитых земляков или выпускников школы. Могут создаваться мемориальные музыкальные комнаты или кабинеты.

1.7.            Театральный музей – отражает историю школьных театральных коллективов, художественной самодеятельности, творчество артистов-земляков или выпускников школы. Могут создаваться мемориальные комнаты или кабинеты.

1.8.            Педагогический музей – отражает историю образования края, отдельных школ, творческую деятельность учителей и воспитателей. Могут создаваться в виде мемориальных кабинетов.

1.9.            Комплексный музей – отражает историю края комплексно с точки зрения, истории, литературы, музыки, техники, естественной науки и т.д. К этому профилю относятся краеведческие музеи с отделами истории и природы.

1.10.       Внепрофильные  музеи – отражают различные стороны социальной жизни и не могут быть связаны с конкретной наукой, отраслью производства, техники, видом искусства

2.      Классификация по содержанию коллекций музея.

3.      Классификация по ведомственной подчинённости. Все музеи образовательных организаций входят в систему Министерства науки и образования. Конкретно они подчиняются различным учреждениям и являются их структурными подразделениями. Могут быть:

3.1.            Музеи в общеобразовательных школах

3.2.            Музеи в лицеях

3.3.            Музеи в гимназиях

3.4.            Музеи в колледжах

3.5.            Музеи в высших учебных заведениях

3.6.            Музеи в учреждениях дополнительного образования

3.7.            Музеи-объединения, подчиняющиеся непосредственно местным органам образования

4.      Классификация музейных выставок

5.      Классификация музейных предметов

6.      Классификация музейных фондов

7.      Классификация музейных экспозиций

8.      Классификация по содержанию работы

 


Приложение № 4

Предложения к концепции развития школьных музеев

Для разработки концепции развития школьных музеев предлагается.

Создать авторский коллектив в составе научных сотрудников музеев, руководителей школьных музеев, ответственных работников министерств образования и культуры.

Определить понятие музея и место школьного музея в системе музейной сети и в программах учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования.

Концепция разрабатывается исходя из двух позиций:

1.       Музей социальный институт сохранения историко-культурного наследия и передачи опыта поколений.

2.      Школьный музей – подразделение образовательной организации.

Концепция состоит из позиций, выработанных в отечественном музееведении:

- понятийный аппарат;

- историко-культурная ситуация и история развития школьных музеев в регионе;

- школьный музей в системе образования и культуры региона;

- обоснование профиля школьного музея и его названия;

- источниковая база создания школьного музея (музейные предметы и коллекции как основа музейной деятельности);

- определение научно-методического руководства школьными музеями (со стороны музеев Министерства  культуры);

- организация работы школьного музея как подразделения образовательной организации;

- актив школьного музея;

- Совет школьного музея

- формы учебно-воспитательной работы;

- краеведение и научные исследования;

- организация учёта и хранения музейных предметов и коллекций;

- организация экспозиционно-выставочной деятельности;

- организация партнёрских отношений с учреждениями образования и культуры;

- подготовка кадров руководителей школьных музеев;

- штатное расписание и финансирование;

- перспективы развития школьных музеев.

 

Проект Положения разработали: Н. А. Александрова, Г. В. Великовская, Г. М. Криницкая. А. Г. Озеров, Н. И. Решетников.

В обсуждении проекта приняли участие: О. В. Вопилова, И. С. Огоновская, О. С. Чурсина,

08.09.2016

Переработано:  19.10.2016.

Проекты ОЦЭКИТ

Мы поддерживаем красивые начинания!



Главная | Новости | Школьные музеи | Музейные комнаты | Музейные уголки | Методическая копилка | Нормативно-правовая база | Архив мероприятий |
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика -->